среда, 21 января 2015 г.

Возможно ли заключать договоры в иностранной валюте или в у.е.?


  Как и в начале 90-х годов XX века, в связи со сложившейся сложной экономической ситуацией для многих хозяйствующих субъектов актуальным стал вопрос о заключении договоров, в которых цена указана в иностранной валюте или в условных денежных единицах (у.е.).





 
  Следует обратить внимание на то, что по общему правилу, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 04.11.2014 г.) "О валютном регулировании и валютном контроле" – валютные операции между резидентами запрещены.

Однако согласно п. 3 ст. 317 ГК РФ использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при расчетах по обязательствам на территории Российской Федерации допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законом.

Основной вопрос об установлении в договоре цены, выраженной в иностранной валюте или в у.е., решается в зависимости от того, кто является контрагентом по договору: хозяйствующий субъект или потребитель.

Установление цены в иностранной валюте или в у.е. допустимо для договоров, сторонами которых являются предприниматели, например договоров поставки, комиссии, агентирования.

Современное гражданское законодательство определяет, что расчеты на территории Российской Федерации осуществляются в рублях. При этом, как следует из п. 2 ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в денежном обязательстве можно предусмотреть, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в у.е. 

Однако, необходимо согласовать курс иностранной валюты или в у.е. по отношению к рублю и момент его определения. 

И если, курс не согласован или не установлен законом, подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей иностранной валюты на день платежа.

       Типичный пример формулировки такого условия в договоре:

  "Товар по настоящему договору подлежит оплате в рублях по цене, эквивалентной ____________ евро. 

   Подлежащая оплате сумма в рублях определяется по курсу рубля к евро, установленному Банком России на день списания денежных средств с расчетного счета покупателя".


    Что касается установления условия о цене в иностранной валюте или у.е. в потребительских договорах, то такое определение их цены влечёт риск признания условия о цене противоречащим Закону Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.05.2014) "О защите прав потребителей", т.к. норма, содержащаяся в абз. 3 п. 2 ст. 10 этого Закона устанавливает, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях.

Однако, как показывает правоприменительная и судебная практика, данное требование не исключает возможности установить цену договора в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в у.е., в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 317 ГК РФ. 

Так, интересно определение Московского городского суда от 22.06.2010 по делу № 33-15931. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда при рассмотрении дела по кассационной жалобе на решение Хамовнический районного суда г. Москвы от 10 декабря 2009 г. исходила из того, что согласно ст. ст. 421, 422 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). 

В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Таким образом, Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда пришла к выводу, что в удовлетворении иска об изменении условий договора купли-продажи транспортного средства отказано правомерно, так как доводы истца о том, что условия договора о внесении платы за товар в рублях по курсу Банка России на день платежа противоречат требованиям Закона Российской Федерации "О защите прав потребителя" и нарушают ее права, необоснованны и основаны на неправильном толковании закона, при этом стороны при заключении договора были свободны в его заключении, согласились с установлением цены товара.

Следует отметить и аналогичную и позицию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см.: Информация Роспотребнадзора от 17.12.2014 г. "Об указании цены товара в условных единицах").


Обзор подготовлен компанией "Юридическая служба столицы"