среда, 21 октября 2015 г.

Очередные законопроекты об административной и уголовной ответственности за организацию "финансовых пирамид" внесены в Госдуму.




Вновь поднялся вопрос об установлении ответственности за организацию "финансовых пирамид". 

Следует напомнить, что первая волна "финансовых пирамид" появилась в начале 1990-х годов, когда миллионы россиян впервые стали вкладывать средства в "ценные" бумаги. 

1992 г. - АОЗТ «Русский дом Селенга», который в последней своей стадии превратился в финансовую пирамиду,
1993 г. - АООТ «МММ» зарегистрировало свой первый проспект эмиссии акций, которые начали активно продавать в феврале 1994 г. (деятельность «МММ» впоследствии была охарактеризована как финансовая пирамида),
1993 - 1994 гг. - компания «Властилина»,
1996 г. - банк «Чара».
Список можно продолжать...

В 2008 г. финансовые пирамиды вернулись на отечественный рынок. Некоторые считают, что они с него и не уходили.

В конце 2013 г. рассматривался аналогичный законопроект, предусматривающий уголовное наказание до 10 лет лишения свободы.

В сентябре 2014 г., Минфином России уже был разработан новый законопроект об уголовной и административной ответственности за организацию финансовых пирамид.

В июле 2015 г. Комиссия Правительства России по законопроектной деятельности уже одобряла законопроект, направленный на пресечение деятельности финансовых пирамид, путем внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. 

2 сентября 2015 г., вновь состоялось обсуждение данных законопроектов и было принято решение Правительства - одобрить проекты федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и внести их в Государственную Думу в установленном порядке.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. № 1788-р, № 1789-р внесены в Госдуму очередные законопроекты об административной и уголовной ответственности за организацию "финансовых пирамид". 

Разработчики проекта рассчитывают, что это будет способствовать развитию финансового рынка, сокращению потерь денежных средств значительной части населения, повышению доверия граждан к финансовым инструментам.

Законопроектами предлагается внести в законодательство изменения, направленные на пресечение деятельности по привлечению денежных средств и (или) другого имущества физических лиц и (или) юридических лиц в крупном размере, при которой выплата дохода и (или) предоставление другой выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) другое имущество привлечены ранее, проводятся за счёт привлечённых денежных средств и (или) другого имущества других физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) другой законной предпринимательской или другой деятельности, связанной с использованием привлечённых денежных средств и (или) другого имущества в объёмах, сопоставимых с объёмами привлечённых денежных средств и (или) другого имущества (далее – финансовые пирамиды), а также организации такой деятельности, и пресечение публичного распространения информации, в том числе с использованием средств массовой информации или интернета, о привлекательности участия в такой деятельности и (или) содержащей призыв к участию в такой деятельности.

В Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается внести изменения, в соответствии с которыми вводится уголовная ответственность за организацию такой деятельности.

Преступления, сопряжённые с привлечением денежных средств и (или) другого имущества физических лиц и (или) юридических лиц в крупном размере, наказываются штрафом до 1 млн рублей или в размере заработной платы или другого дохода осуждённого за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырёх лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового. 

В отношении преступлений, сопряжённых с привлечением денежных средств и (или) другого имущества физических лиц и (или) юридических лиц в особо крупном размере, предусматривается наказание в виде штрафа в размере до 1,5 млн рублей или в размере заработной платы или другого дохода осуждённого за период до трёх лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишения свободы на срок до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Законопроектом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новой статьей 14.61, предусматривающей административную ответственность за организацию или осуществление деятельности по привлечению денежных средств физических или юридических лиц, при которой выплата дохода лицам, чьи денежные средства привлечены, осуществляется за счет привлеченных денежных средств иных физических лиц или юридических лиц при отсутствии инвестиционной или иной законной предпринимательской деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств, в объемах, сопоставимых с объемами привлеченных денежных средств, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.

Кроме того, предусматривается административная ответственность за публичное распространение информации, в том числе с использованием СМИ и сети Интернет, содержащей сведения о привлекательности участия в указанной деятельности или призыв к участию в такой деятельности.

Размер штрафа за указанные правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до миллиона рублей.

Однако, предлагаемые нормы, можно будет с успехом использовать, и как новые возможности для "нездоровой" конкуренции...


В конце 2014 г., Агентство "ИТАР-ТАСС" проводило опрос о финансовых пирамидах. По этой проблематике, главным научным консультантом компании "Юридическая служба столицы", к.ю.н. Д.А. Ястребовым, был дан краткий комментарий.



Очередные законопроекты об административной и уголовной ответственности за организацию "финансовых пирамид" внесены в Госдуму.

Обзор подготовлен компанией "Юридическая служба столицы"